Программы многодорожечной записи. Выбор для новичка. Уроки вдохновения. Многодорожечная запись звука Студия звукозаписи на базе ПК

Многодорожечная запись (также многоканальная запись ) - способ записи звука, который позволяет производить одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдельные звуковые дорожки для создания общей звуковой картины.

Особенности

Многородорожечная запись осуществляется при помощи:

  • аналоговых и цифровых многодорожечных магнитофонов
  • аппаратно-программных комплексов с применением аудиоредакторов
  • цифровых звуковых рабочих станций

Применение этих устройств даёт возможность независимо записывать, воспроизводить, обрабатывать и перезаписывать избранные отдельные дорожки или одновременно всю запись. Каждая дорожка может содержать запись инструментов и инструментальных групп, вокалистов, речь, музыку и шумовое сопровождение. В дальнейшем, в результате сведе́ния многодорожечного проекта и мастеринга получается результирующая монофоническая, стереофоническая или многоканальная фонограмма. Развитие технологии многодорожечной записи позволило сократить время записи, число дублей, повысить качество звучания финальной фонограммы.

История

Первые 4-х и 8-дорожечные магнитофоны появились ещё в середине 1950-х годов. Во второй половине 1960-х были представлены 16-дорожечные рекордеры, а в 1974 в Сиднее был представлен первый 24-дорожечный магнитофон. А в 1982 году Sony представила 24-дорожечный магнитофон DASH -формата.

В СССР с 1973 на Куйбышевском заводе производился магнитофон Садко-501. Он имел 38 дорожек, записанных на магнитной ленте шириной 50,3 мм и длиной 300 метров.

Благодаря развитию многоканальной записи появилась возможность создавать системы пространственного звучания , начиная с квадрафонии и заканчивая последними поколениями систем Dolby и DTS

В конце 90-х начале 2000-х аналоговые и цифровые многодорожечных магнитофоны начали замещать цифровые звуковые рабочие станции на основе жёстких дисков. Они предлагали более широкие возможности записи и обработки звукового сигнала и были направлены исключительно на профессиональный сегмент индустрии звукозаписи. И только с распространением мощных ПК многодорожечная запись стала доступна любителям и бюджетным студиям. Применение относительно доступных многоканальных звуковых плат и аудиоредакторов с функцией многодорожечной записи позволило создавать портативные студии звукозаписи на базе ПК. Удобство работы с материалом без применения ленточных технологий оценили и профессионалы, поэтому даже большие студии звукозаписи отказались от применения дорогостоящих многодорожечных магнитофонов.

Студия звукозаписи на базе ПК

Большинство студий для создания демозаписей и альбомов используют цифровую звуковую рабочую станцию (DAW) на базе компьютера. Для многодорожечной записи компьютер должен быть оснащён звуковой картой либо внешним АЦП, установленным программным обеспечением - многодорожечным аудиоредактором , предусилителем (может быть встроен в звуковую плату) с микрофоном (может иметь АЦП внутри и подключаться по USB) для записи вокала, акустических и электронных инструментов. Также возможна запись с других звуковых устройств с линейным уровнем. При воспроизведении и записи для прослушивания (мониторинга) возможно использование наушников, подсоединённых к линейному выходу звуковой платы либо через предусилитель, а также использование звуковых мониторов как пассивных (внешний усилитель), так и активных (встроенный усилитель).

Звуковые интерфейсы могут быть выполнены в виде PCI или PCIe карты, или внешнего USB или FireWire устройства.

Особенности

Многородорожечная запись осуществляется при помощи:

  • аналоговых и цифровых многодорожечных магнитофонов
  • аппартно-программных комплексов с применением аудиоредакторов
  • цифровых звуковых рабочих станциий

Применение этих устройств дает возможность независимо записывать, воспроизводить, обрабатывать и перезаписывать избранные отдельные дорожки или одновременно всю запись. Каждая дорожка может содержать запись инструментов и инструментальных групп, вокалистов, речь, музыку и шумовое сопровождение. Развитие технологии многодорожечной записи позволило сократить время записи, число дублей, повысить качество звучания финальной фонограммы.

История

Первые 4-х и 8-дорожечные магнитофоны появились еще в середине 1950-х годов. Во второй половине 1960-х были представлены 16-дорожечные рекордеры, а в 1974 в Сиднее был представлен первый 24-дорожечный магнитофон. А в 1982 году Sony представила 24-дорожечный магнитофон DASH -формата.

Благодаря развитию многоканальной записи появилась возможность создавать системы пространственного звучания , начиная с квадрофонии и заканчивая последними поколениями систем Dolby и DTS

В конце 90-х начале 2000-х аналоговые и цифровые многодорожечных магнитофоны начали замещать цифровые звуковые рабочие станции на основе жёстких дисков. Они предлагали более широкие возможности записи и обработки звукового сигнала и были направлены исключительно на профессиональный сегмент индустрии звукозаписи. И только с распространением мощных ПК многодорожечная запись стала доступна любителям и бюджетным студиям. Применение относительно доступных многоканальных звуковых плат и аудиоредакторов с функцией многодорожечной записи позволило создавать портативные студии звукозаписи на базе ПК. Удобство работы с материалом без применения ленточных технологий оценили и профессионалы, поэтому даже большие студии звукозаписи отказались от применения дорогостоящих многодорожечных магнитофонов.

Студия звукозаписи на базе ПК

Некоторые исполнители для создания демо-записей, а иногда и создания альбомов используют персональный компьютер как рабочую станцию звукозаписи. При использовании ПК для многодорожечной записи, компьютер должен быть оснащен звуковой платой либо внешним АЦП, установленным программным обеспечением - многодорожечным аудиоредактором, предусилителем (может быть встроен в звуковую плату) с микрофоном (может иметь АЦП внутри и подключаться по USB) для записи вокала, акустических и электронных инструментов. Также возможна запись с других звуковых устройств с линейным уровнем. При воспроизведении и записи для прослушивания (мониторинга) возможно использование наушников, подсоединенных к линейному выходу звуковой платы либо через предусилитель, а также использование звуковых мониторов как пассивных (внешний усилитель), так и активных (встроенных усилитель).

Звуковые интрфейсы могут быть выполнены в виде PCI карты, или внешнего USB или FireWire устройства.

См. также

Ссылки

  • Истоки и триумф магнитной звукозаписи. Владимир Островский. Журнал «625»: 1998, Выпуск 3
  • Многодорожечные рекордеры. Борис Меерзон. Журнал «Звукорежиссер»: 2000, Выпуск 7
  • Профессиональные программы для записи и монтажа звука. Анатолий Вейценфельд. Журнал «Звукорежиссер»: 2004, Выпуск 1

Wikimedia Foundation . 2010 .


Программы многодорожечной записи. Выбор для новичка

Нередко можно встретиться с ситуацией, когда человек хочет начать работать со звуком на РС, научиться делать музыку, реализовать свои творческие замыслы, и при этом сталкивается с огромным потоком малопонятной для него информации с перечислением огромного количества ПО. После недолгих мытарств будущий специалист выясняет, что необходимо определиться с выбором основной программы, на которой он будет строить свою виртуальную студию. В качестве такого базиса в большинстве случаев выступает мультитрек (программа многодорожечной записи). Фразу «в большинстве случаев» мы применили неспроста, поскольку кроме мультитреков есть и другие специфические решения, о чем мы расскажем в отдельном подразделе этой статьи.

Совсем немного истории

Прототипами программ-мультитреков являются аппаратные многодорожечные магнитофоны, ранее широко использовавшиеся в профессиональных студиях. Музыкальные инструменты и голоса записывались на разные дорожки, после чего производился комплексный этап обработки, называемый сведением. Параллельно с этими технологиями развивалось другое интересное направление - секвенсоры - специальные модули, которые позволяли подключать несколько синтезаторов или модулей синтеза. Вы могли использовать несколько дорожек, в которые просто вписывали нотные партии для того или иного подключенного инструмента, и тот их воспроизводил. Секвенсор был предназначен для синхронного воспроизведения музыкальных партий нескольких таких устройств. В результате можно было довольно быстро и удобно делать аранжировку. В компьютерных технологиях первыми были реализованы именно секвенсоры. Это было в начале-середине 80-х прошлого столетия. Основным стандартом такого управления ныне является протокол MIDI.

В начале 90-х прошлого столетия в компьютерных технологиях стала активно воплощаться и идея реализации многодорожечной записи, при этом программы того времени еще разделялись на «цифровые магнитофоны» и MIDI-секвенсоры. С точки зрения аппаратного обеспечения (звуковых карт или модулей) это также подразумевало два отдельных независимых тракта.

Затем произошло технологическое объединение, и сегодняшний мультитрек - это многодорожечный магнитофон и MIDI-секвенсор в одном программном интерфейсе. При этом важно понимать, что, работая с таким ПО, мы оперируем двумя различными типами данных - аудиопотоками и MIDI-сообщениями. Если первые можно послушать, то вторые являются командными, содержащими в себе информацию, необходимую для управления виртуальными инструментами.

От чего отталкиваться при выборе?

На сегодня рынок программных мультитреков довольно разнообразен, причем опытным специалистам все равно, на чем работать, потому как практически везде применяются идентичные технологии. А новичкам для «входа в тему» сейчас лучше ориентироваться по тем музыкально-стилевым предпочтениям, которые у них имеются. Довольно большой ошибкой является ориентация на «самые крутые» решения по той причине, что это может быть и не совсем то, что вам нужно. Например, если вы хотите работать с техно и электронной музыкой, то наилучшими вариантами для вас будут Sony ACID и Ableton Live, «живой» - Avid Pro Tools и Magix Samplitude, стандартной поп-музыкой - Steinberg Cubase и Cakewalk SONAR, радио/ТВ-продакшном - Sony Vegas и так далее. На самом деле, есть очень много стилевых тонкостей, которые делают тот или иной продукт более удобным для понимания специалиста, его использующего.

Бытует мнение, что в звуковые профессии существует низкий порог входа - все очень просто и быстро изучается, но в действительности это не совсем так. Сейчас, когда звуковое ПО достигло высочайшего технологического уровня, очень многое зависит от профессионального класса и таланта специалиста. Поэтому, подобрав программу под свои стилевые вкусы на начальном этапе обучения, вы, прежде всего, обеспечиваете себе удобный старт.

Второй ключевой момент - это цена. Профессиональное ПО стоит дорого, наиболее дешевый вариант из всех в этом сегменте - Mackie Tracktion ($139), хотя он будет понятен только разбирающимся специалистам. Есть программы и более низкого уровня, которые, кстати, для новичков являются интересными в плане простоты изучения - это бесплатный ACID Xpress, недорогой Cockos Reaper, специальные урезанные версии Steinberg Cubase и Samplitude. Хотя урезанные версии не всегда интересны в силу того, что их пользователям постоянно напоминают, что те или иные функции можно получить, приобретя продукцию из профессиональной серии.

Современные мультитреки позволяют работать с двумя основными типами данных - аудиопотоки и MIDI-сообщения. Если первые можно послушать, то вторые являются командными, содержащими в себе информацию, необходимую для управления виртуальными инструментами. На иллюстрации - Mackie Tracktion

Архитектура виртуальной студии на РС

Если говорить о программной части современной студии, то она базируется на определенной и давно сложившейся архитектуре хостплагины. Хост - это основная программа, к которой можно подключать дополнительные инструменты или процессоры обработки от сторонних разработчиков. Практически все современные мультитреки являются хостами. Плагин (plug-in) следует переводить просто как «подключаемый модуль».

В качестве основной, точнее, наиболее популярной современной технологии взаимодействия «хостплагины» выступает VST, разработанная фирмой Steinberg. VST является своеобразным технологическим протоколом общения, или говоря программным языком - интерфейсом, через который происходят все ключевые взаимодействия между основной программой и подключаемыми модулями. Среди основных - переключение аудиопотоков, обмен MIDI- сообщениями.

Разработчики VST-плагинов тестируют свою продукцию на пяти-семи основных наиболее популярных мультитреках и обеспечивают совместимость, прежде всего, с ними. В случае «разногласий» выпускают специализированные версии для каждой программы, что бывает не всегда. Об этом также нужно знать.

Как работают плагины?

Плагины бывают двух типов - инструменты и процессоры обработки. В рамках стандарта VST-инструменты именуются отдельной аббревиатурой «VSTi». На их входе принимаются MIDI-сообщения, а именно, введенные или сыгранные ноты с учетом множества параметров (динамика нажатия и т.п.). Сам же инструмент работает как модуль синтеза, который воспроизводит входящую информацию, и на выходе мы получаем уже аудиосигнал, который в свою очередь можно обрабатывать любыми процессорами обработки. Это важно понимать.

При подключении процессоров обработки вы перенаправляете поток того или иного аудиотрека, после чего сигнал пересчитывается по определенно заданным алгоритмам (которые имеются в этом плагине). На входе и выходе - аудио.

Для совсем неподготовленных

Недавно автор этих строк столкнулся с интересной проблемой, а именно, стояла задача обучения совсем неподготовленного в компьютерных технологиях человека. Причем он сразу же хотел обучиться Mackie Tracktion. В принципе, то, что после произнесения нескольких вводных фраз перед ним появляется непреодолимая стена непонимания, стало ясно сразу. Дело в том, что область знаний довольно широка, предусматривает знание множества технологий, которое не достичь даже курсом плотных лекций с конспектированием и заучиванием.

В данной конкретной ситуации я начал с более узкой специализации - у меня имелась старая версия Sonic Foundry ACID 2.0, наборы loop’ов (готовых мелодических и ритмических фраз) плюс готовые собранные произведения. Данная версия программы удобна тем, что она абсолютно ничем не перегружена и дает быстрые результаты. И в данном случае процесс пошел. Во-первых, человек стал осваиваться с графическим интерфейсом, понял идею многодорожечной записи, научился основным принципам сведения в рамках компьютерной программы. Во-вторых, он довольно быстро создал готовую аранжировку начального уровня и понял, что хочет изучать дальше, а именно - создание loop’ов, по звучанию близких к коммерческим банкам. Переход от ACID к Tracktion или Live в таком варианте довольно легок. Если у вас нет под рукой второй версии ACID, то рекомендую скачать бесплатную ACID Xpress (www.acidplanet.com/downloads/xpress) - она полнофункциональна, есть только одно ограничение, выраженное в максимальном количестве используемых треков, коих не может быть больше 10.

Кстати, стоит отметить два интересных момента. Первый - имея даже версию ACID Xpress и начальный уровень подготовки, вы можете поучаствовать в конкурсах ремиксов на www.acidplanet.com. Это тоже своего рода хорошая школа. И второй, более веселый момент - старые версии ACID широко используются профессионалами и сейчас для быстрого чернового сведения ремикса и/или подготовки loop’ов. Все дело в том, что интерфейс программы тех лет можно назвать одним из самых удобных за всю историю компьютерного звукового ПО. Ведь, например, не зря именно он был взят за основу для популярного сейчас «середнячка» Cockos Reaper.

Если же человек задался целью заняться не электронной музыкой, а обычными аранжировками в стиле поп с использованием MIDI-клавиатуры, то для начального уровня ему можно бы было порекомендовать освоение программы Cubase, по которой есть множество русскоязычной литературы, а все ответы на необходимые вопросы можно быстро найти в Интернете, потому как сообщество пользователей этой программы велико. Также есть и варианты русификаций интерфейса. Кстати, несколько слов по этому поводу.

Старые версии программы ACID до сих пор любимы профессионалами, в них можно сделать черновые наброски ремиксов и/или нарезать loop’ы. Вот так, например, выглядит мой черновик ремикса на группу Beastey Boys, который я сделал в ACID 2.0

О русификациях

Честно сказать, я не сторонник использования русифицированных продуктов, и мало того, даже обучения на их базе. Почему? Все технологии являются иностранными, и как стандарт описываются на международном языке. Они являются общими, и сопутствующая терминология используется фактически во всех программных продуктах. А это переносимость знаний. Плюс к этому, множество названий модулей или функциональных блоков строятся на фонетическом подобии с определенными словами, например, «xtreme», «4netic» а попытки перевода узкоспециализированных сленговых или комбинированных понятий типа «volumizer» выглядят еще веселее. Да и толку от того, что основной мультитрек у вас на русском, а основная часть плагинов - на английском, на самом деле немного, больше путаницы.

Лучше, когда человек посидит над переводом со словарем.

Альтернатива мультитрекам - виртуальные студии синтеза

Как альтернатива мультитрекам в качестве хост-программ существуют целые виртуальные студии, состоящие из ядра и множества синтезаторов, которые могут к нему подключаться. Это специализированные системы, и по прошествии времени к 2011 году до наших современников дошли только две из них (если говорить о самых популярных) - Synapse Orion и FL Studio. Нужно сказать, эти программы довольно быстро осваиваются, потому как имеют простую архитектуру - чтобы работать с синтезатором, достаточно подключить его к определенному треку управления. Но с точки зрения профессионального студийного производства есть и ряд неудобств, к которым нужно приспосабливаться. Я бы не назвал такие решения эргономичными, хотя Synapse Orion и FL Studio очень популярны в сообществах музыкантов, занимающихся электронной музыкой.

Подытожим

Очень важно грамотно выстроить процесс обучения. Если речь идет о нулевой подготовке, то не стоит постоянно бороться с собой, выбрав в качестве основы крупную профессиональную программу. Всегда можно найти простые варианты, после освоения которых переход на следующие уровни будет более легок. Также не забывайте о стилевой разбежке мультитреков, потому как это подразумевает и сообщества, к которым прислушиваются и сами разработчики.

Кристофер http://itcs.3dn.ru

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Многодорожечная запись (также многоканальная запись ) - способ записи звука, который позволяет производить одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдельные звуковые дорожки для создания общей звуковой картины.

Особенности

Многородорожечная запись осуществляется при помощи:

  • аналоговых и цифровых многодорожечных магнитофонов
  • аппаратно-программных комплексов с применением аудиоредакторов
  • цифровых звуковых рабочих станций

Применение этих устройств даёт возможность независимо записывать, воспроизводить, обрабатывать и перезаписывать избранные отдельные дорожки или одновременно всю запись. Каждая дорожка может содержать запись инструментов и инструментальных групп, вокалистов, речь, музыку и шумовое сопровождение. Развитие технологии многодорожечной записи позволило сократить время записи, число дублей, повысить качество звучания финальной фонограммы.

История

Первые 4-х и 8-дорожечные магнитофоны появились еще в середине 1950-х годов. Во второй половине 1960-х были представлены 16-дорожечные рекордеры, а в 1974 в Сиднее был представлен первый 24-дорожечный магнитофон. А в 1982 году Sony представила 24-дорожечный магнитофон DASH -формата.

Благодаря развитию многоканальной записи появилась возможность создавать системы пространственного звучания , начиная с квадрафонии и заканчивая последними поколениями систем Dolby и DTS

В конце 90-х начале 2000-х аналоговые и цифровые многодорожечных магнитофоны начали замещать цифровые звуковые рабочие станции на основе жёстких дисков. Они предлагали более широкие возможности записи и обработки звукового сигнала и были направлены исключительно на профессиональный сегмент индустрии звукозаписи. И только с распространением мощных ПК многодорожечная запись стала доступна любителям и бюджетным студиям. Применение относительно доступных многоканальных звуковых плат и аудиоредакторов с функцией многодорожечной записи позволило создавать портативные студии звукозаписи на базе ПК. Удобство работы с материалом без применения ленточных технологий оценили и профессионалы, поэтому даже большие студии звукозаписи отказались от применения дорогостоящих многодорожечных магнитофонов.

Студия звукозаписи на базе ПК

Некоторые исполнители для создания демозаписей, а иногда и создания альбомов используют персональный компьютер как рабочую станцию звукозаписи. При использовании ПК для многодорожечной записи, компьютер должен быть оснащён звуковой платой либо внешним АЦП, установленным программным обеспечением - многодорожечным аудиоредактором, предусилителем (может быть встроен в звуковую плату) с микрофоном (может иметь АЦП внутри и подключаться по USB) для записи вокала, акустических и электронных инструментов. Также возможна запись с других звуковых устройств с линейным уровнем. При воспроизведении и записи для прослушивания (мониторинга) возможно использование наушников, подсоединённых к линейному выходу звуковой платы либо через предусилитель, а также использование звуковых мониторов как пассивных (внешний усилитель), так и активных (встроенных усилитель).

Звуковые интерфейсы могут быть выполнены в виде PCI карты, или внешнего USB или FireWire устройства.

См. также

Напишите отзыв о статье "Многодорожечная запись"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Многодорожечная запись

– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…

Если вы — человек творческий, если постоянно генерируете новые идеи и охотно делитесь ими со своими друзьями и знакомыми, если любите шумные компании и вечеринки, если все время что-нибудь затеваете, организуете, создаете, то наверняка уже не раз сталкивались с проблемой "озвучивания" своих мыслей, идей и творений. Видеофильмы и любительские спектакли, студенческие капустники и выпускные вечера, КВН и презентационные шоу — все требует умелой "озвучки" и качественной музыки. Благо, старые фонограммы реставрировать мы уже умеем ("Домашний ПК", # 6, 2000). Теперь давайте научимся осуществлять многодорожечную запись, панорамировать звук, удачно выделяя и подчеркивая в нем достоинства главных музыкальных партий.

Основные элементы будущих многодорожечных композиций, как правило, переписываются с самых различных источников: например, со старых магнитных лент, с виниловых пластинок, с компакт-дисков, импортируются из звуковых файлов, найденных в Internet, и т. д. И все это нужно собрать воедино, удачно смикшировать. Профессиональное оборудование звуковых студий, на котором высококвалифицированные специалисты решают подобные задачи, стоит десятки тысяч долларов. Имея же в своем распоряжении персональный компьютер, создавать подобные произведения может практически любой из нас.

Могучая кучка

Каким же приложением для этих целей лучше всего воспользоваться? Выбор поистине широк, и здесь в первую очередь хотелось бы выделить профессиональные виртуальные аудиостудии Cubase VST 5.0 компании Steinberg и Cakewalk Pro Audio 9 фирмы Cakewalk . Однако стоят они недешево, а большое количество их специфических возможностей вряд ли так уж необходимо домашнему пользователю. Поэтому для решения описанных выше задач лучше всего применять более простые продукты, такие, как SAW Plus 32 компании IQS , n-Track Studio v2.1 фирмы Fasoft , Samplitude 2496 v5.57 производства немецкого отделения корпорации Sek’d America . Есть и множество других, бесплатных или условно-бесплатных программ, например AnvilStudio от Willow Software, CoolEdit Pro от Syntrillium и др. Их можно обнаружить на серверах, распространяющих подобные приложения, к примеру на www.tucows.com .

Мы не ставим целью рассказать о возможностях всех вышеупомянутых пакетов — каждый из них заслуживает отдельной книги. Мы решили выбрать один, чтобы на его примере рассмотреть основные приемы работы с такими приложениями и объяснить принципы создания многодорожечных композиций. После некоторых раздумий мы остановились на пакете Samplitude 2496 v5.57, во-первых, потому что его возможности вполне удовлетворят не только новичка-любителя, но и профессионала, во-вторых, его интерфейс достаточно прост и интуитивно понятен, и наконец, в-третьих, его демо-версия, которую можно загрузить на сайте компании, представляет собой полноценную программу, исправно работающую в течение целых 14 дней. Я думаю, что этих аргументов вполне достаточно, чтобы перейти к рассмотрению этого пакета.

2496 — "магическое число"

Странное на первый взгляд число 2496 в названии Samplitude говорит о том, что данное приложение поддерживает оцифровку звука с разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 96 kHz.

При первом запуске программы появляется окно Startup Screen , в котором вы сможете просмотреть видеофрагменты, наглядно демонстрирующие основные приемы работы с программой по созданию многодорожечных композиций, записи CD (к сожалению, в демо-версии, взятой из Internet, они недоступны, их следует загружать дополнительно, раздел Tutorial), ну а если вы новичок в этом деле, то обязательно примите к сведению совет дня.

Работу в Samplitude 2496 начинают с создания нового проекта (File New Multitrack Project) . В окне Setup for new VIP укажите все основные характеристики проекта: его имя, количество дорожек, частоту дискретизации, предположительное время звучания заключительной фонограммы, размер тактов синхронизации (для отображения "временной линии" дорожек отметьте опцию Grid ) и др. Если для записи и воспроизведения композиций вы хотите использовать несколько аудиокарт, поставьте флажок Init Play/Record devices for Multi Card Mode. Очень часто в начале работы над проектом мы не знаем, сколько дорожек нам может понадобиться. Но отчаиваться не стоит, новые саундтреки к уже открытому проекту легко добавлять с помощью команды Edit Edit TracksAdd Track(s) .

Если же при старте программы сразу открывается проект с некоторым количеством пустых дорожек, заданным по умолчанию, не огорчайтесь, просто следует снять флажок Opens VIP and Record Window on program start в окне System (File — Preferences — System) . Кстати, в этом же окне можно изменить еще ряд важных глобальных настроек программы, например переопределить пути к создаваемым файлам или увеличить время предварительного прослушивания эффектов, применяемых для обработки фонограмм (Preview Time , по умолчанию — 4 с). Значения полей RAM Buffer, HD Buffer, VIP Buffer, Real Time Buffer, Buffer Number, HD Record Buffer , заданные по умолчанию, следует изменять, если при записи или воспроизведении фонограмм будут наблюдаться некоторые задержки. Варьируя размеры буферов, вы сможете заставить Samplitude Studio приемлемо работать даже на устаревших моделях компьютеров.

В начале работы с проектом стоит определиться и с другими настройками программы, которые доступны в меню File Preferences: переназначить в случае необходимости порты ввода/вывода MIDI (File Preferences MIDI Options); изменить алгоритмы синхронизации (File Preferences Synchronization) с целью совместимости проекта с популярными MIDI-секвенсорами; отредактировать или задать нужные клавиатурные комбинации для быстрого вызова часто встречающихся команд (File Preferences Edit Keyboard Shortcuts) ; отрегулировать глубину уровней отмены совершенных действий в диапазоне от 1 до 100 (File Preferences Undo Definitions); задать размеры окна для вывода AVI-файлов при редактировании соответствующих им звуковых дорожек (File Preferences Video Height) ; по своему вкусу настроить цветовую гамму интерфейса программы (File Preferences Colors) , а также изменить еще множество других установок, перечислять которые мы не будем из-за ограниченного объема данной статьи.

Основные характеристики дорожек

Теперь давайте более подробно рассмотрим окно с пока еще пустыми треками . В его левом верхнем углу вы видите букву "P:" (Position). Число справа от нее будет указывать текущую позицию курсора на дорожке в выбранных единицах измерения. Чуть ниже расположены следующие кнопки: MultiCard , активизирующая режим, который позволяет вести запись/воспроизведение сразу с нескольких устройств (кстати, их общее количество не ограничено), и 5.1 Surround, отвечающая за создание эффекта "окружения звуком", но для этого в системе нужно иметь несколько аудиовыходов. Всю информацию о свойствах отдельной дорожки вы узнаете и сможете "подправить" необходимым образом, если щелкнете на кнопке с вопросительным знаком. В появившемся диалоговом окне Track Info задается имя трека в многодорожечном проекте, выбирается устройство для записи и воспроизведения, указывается имя файла, в который будет выполняться запись, задается режим (моно, стерео, только левый или правый канал). Здесь же определяют глубину оцифровки записи (16- либо 32-битовую), настраивают все опции для записи MIDI, а также задают некоторые другие параметры. Для хранения отдельных треков в Samplitude применяется два вида файлов — с расширениями *.hdp и *.rap. Первые из них сразу записываются на жесткий диск, вторые же (для их использования следует отметить флажок Record in RAM ), хотя также хранятся на диске, однако во время записи и для воспроизведения грузятся в оперативную память ПК, что значительно ускоряет процедуры их обработки. Правда, в последнем случае объем ОЗУ в вашем ПК должен составлять как минимум 128 MB.

В левой части каждого трека находятся "бегунки" регулировок громкости и баланса звука, индикатор уровня записи и ряд кнопок, с функциями которых мы сейчас ознакомимся более подробно. Для того чтобы отключить трек при воспроизведении композиции, нажмите на кнопку M1 . И наоборот, если хотите прослушать только избранную дорожку, нажмите кнопку S . Внеся все необходимые изменения в трек, не забудьте воспользоваться кнопкой L, чтобы запретить перетаскивание при его редактировании, свойства которого определяются в окне Object Lock Definition (но об этом чуть позже). Кнопка V дает возможность произвольно изменять уровень громкости фонограммы или некоторого ее фрагмента, а P — регулировать баланс между правым и левым каналом (или панораму звука). Для выполнения всех этих действий необходимо на соответствующей огибающей предварительно выставить ключевые точки с помощью двойного щелчка мыши и перетаскивать их в нужном направлении по вертикали и горизонтали. Ну и наконец, кнопка R1 служит для выделения соответствующего трека с целью последующей записи на него нужной фонограммы.

Быстро возвращаться к различным настройкам интерфейса Samplitude можно с помощью кнопок S и Z в левом нижнем углу окна VIP-проекта, но для этого необходимо, естественно, их предварительно настроить. Если, удерживая клавишу Shift, нажать одну из кнопок S , то вы сохраните режим отображения элементов экрана, заданный в окне Object Draw Mode in Virtual Projects (View — VIP Display Mode — Definition ), текущее значение масштаба и даже положение бегунка на нижней полосе прокрутки. Комбинация <Shift + кнопка Z > позволит запомнить лишь текущее значение масштаба.

Тихо! Идет запись

Итак, мы теперь практически готовы к тому, чтобы осуществить запись на нужный трек (кстати, Samplitude 2496 позволяет записывать до 1024 стереоканалов). Последовательность действий такова.

1. Соединяем с помощью соответствующего кабеля аудиовыход выбранного устройства (магнитофона, проигрывателя виниловых дисков, музыкального центра, телевизора и т. д.) со входом звуковой карты, установленной на вашем ПК. (Если в системе присутствует более чем одна аудиоплата, то, как уже отмечалось выше, можно производить запись сразу с нескольких устройств благодаря команде File Record Multiple Files. )

2. Выделяем нужную дорожку с помощью кнопки R1 .

3. Нажимаем кнопку Record на панели инструментов (она отмечена красным кружочком).

4. В появившемся окне Record Parameter указываем некоторые параметры оцифровки фонограммы и задаем имя файла, в котором она будет содержаться. Проверьте также, поставлен ли флажок Create VIP Object — это позволяет помещать графические образы записанных фонограмм на соответствующие треки.

5. Включаем режим воспроизведения записи на соответствующем устройстве и нажимаем кнопку Record в окне Record Parameter для инициализации записи.

Если необходимо записать трек с музыкального компакт-диска, то следует поступить несколько иначе.

1. Вставьте нужный диск в привод CD-ROM.

2. Вызовите окно CD-ROM Drive List (File Load Audio CD Track(s)…) .

3. Нажмите кнопку Track List… Copy, Play.

4. В появившемся окне CD Track List выделите нужные композиции и нажмите кнопку Copy Selected Track(s).

5. В следующем стандартном окне Windows под названием Export Sample задайте имя файла, в который будет помещен CD-трек, и нажмите OK.

Кроме того, в проект можно вставлять уже готовые файлы, загруженные, к примеру, из Internet либо являющиеся продуктом "жизнедеятельности" другого звукового редактора или аудиоконвертора. С помощью команды File Import Sample легко импортировать в Samplitude 2496 аудиофайлы самых различных форматов: WAVE, AIFF, MIDI, MPEG и даже AVI. Так, последовательно записав все необходимые треки, можно приступать к монтажу общей многодорожечной композиции.

Основные принципы редактирования треков

Давайте сразу запомним несколько основных принципов редактирования записей в Samplitude 2496. С помощью специальной серой линии график звуковой волны каждой дорожки в режиме Universal Mode (его кнопка — крайняя слева во второй сверху панели инструментов) делится на две части — верхнюю и нижнюю. После того как вы поместите курсор мыши в верхней панели, он примет форму маленького прямоугольника со стрелкой, что позволит выделять произвольные фрагменты фонограммы. Для этого, удерживая левую кнопку мыши, ведем курсор вдоль графика звуковой волны, когда вы отпустите кнопку, закончится выделение нужного блока. С помощью соответствующих команд из меню Edit (Cut, Delete, Copy, Clear, Paste/Insert Clip и др.) можно как угодно манипулировать такими фрагментами: вырезать и копировать их, накладывать и вставлять в любые части всех наличествующих дорожек. Чтобы превратить выделенный фрагмент в отдельный объект, воспользуйтесь командой Object Split Objects .

Дважды щелкнув мышью на верхней панели объекта, мы уменьшим масштаб отображения на экране временной линии фонограммы. Восстановить его можно, если нажать кнопку с изображением лупы с "плюсиком" внутри справа от нижней полосы прокрутки. После двойного щелчка на нижней панели объекта появится окно Object Editor , предоставляющее мощные возможности редактирования самостоятельного фрагмента. С его помощью вы настроите в случае необходимости эффекты Fade In/Out. Причем нарастание/затухание звука можно задавать по линейному, синусоидальному, косинусоидальному, экспоненциальному и логарифмическому законам. Здесь же легко создавать различные панорамные эффекты, изменять амплитуду графика звуковой волны на всем объекте, регулировать насыщенность, тембр и окраску звука посредством трехполосного параметрического эквалайзера.

Активные объекты можно перетаскивать с помощью мыши с трека на трек либо вдоль одной и той же дорожки, "буксируя" их за нижнюю панель. Кроме того, каждый выделенный объект имеет пять специальных точек: три вверху и две внизу. "Потянув" вниз среднюю верхнюю точку, мы тем самым уменьшим уровень сигнала при воспроизведении фрагмента. Перемещая внутрь блока крайние верхние точки, сможем реализовать эффекты возрастания/затухания звука (наподобие Fade In/Out). Передвигая в разные стороны нижние активные точки, мы будем увеличивать либо уменьшать длительность воспроизведения объекта.

Когда объект займет нужное положение, обязательно закройте его "на замок", "ключик" от которого размещается в нижней части графика. "Запереть" объект можно и с помощью меню Object Lock Object , определив в окне Object Lock Definition (Object Lock Object Lock Definition ) все необходимые свойства "виртуального чулана".

Для удобства работы меняйте цвета объектов (Object Background Color, Object Foreground Color) , давайте им свои собственные имена (Object Objectname ) . Удаляются выделенные фрагменты фонограмм с помощью клавиши Delete . Для удаления активного объекта следует воспользоваться соответствующей командой из контекстного меню либо комбинацией клавиш (самостоятельный фрагмент).

При редактировании фонограмм часто бывает важно, чтобы объекты автоматически соединялись друг с другом. Для этого в окне Snap definition (View Snap Setup) определите параметры такого соседства и нажмите кнопку Snap On. Иногда удобно привязывать объекты к временной сетке, задать форму которой можно с помощью меню View Grid Setup , а отобразить ее в окне легко, выполнив команду View Show Grid.

При работе с объектами действуют известные правила Windows: если мы хотим выделить сразу несколько самостоятельных фрагментов записей в произвольном порядке, то нажимаем клавишу Ctrl и последовательно щелкаем на каждом из них. Если объекты расположены один за другим, то жмем Shift и щелкаем на первом и последнем либо выполняем привычные манипуляции типа "лассо" с помощью мыши.

Выделив таким образом несколько элементов, их можно сгруппировать (Object Group Objects) , а составной объект, наоборот, разгруппировать (Object Ungroup Objects).

Все операции над объектами в виртуальном проекте Samplitude 2496 не могут повредить исходные записи. Они выполняются лишь над их образами, если хотите — ярлыками, которые показывают звуковому редактору, в какой момент времени и с какими параметрами нужно воспроизвести тот или иной фрагмент фонограммы. Кстати, такой принцип неразрушающего редактирования внедрен во многих современных аудио-, видео- и графических редакторах. Выгоды от него налицо: не нужно создавать резервные копии исходного материала.

Есть в Samplitude 2496 и мощный виртуальный микшер (Window Mixer ), с панели которого можно регулировать столько каналов, сколько представлено в вашем проекте. Доступ к ним осуществляется с помощью горизонтальной полосы прокрутки, расположенной внизу окна микшера. Для каждого канала существуют здесь регуляторы уровней громкости и панорамы, доступны настройки трехполосного эквалайзера, компрессора, эффекта "эхо", а также виртуальные резисторы для управления интенсивностью сигнала при передаче его на внешние устройства (AUX).

Цифровые аудиоэффекты

Кроме описанных выше средств редактирования и воспроизведения фонограмм, Samplitude 2496 предоставляет в ваше распоряжение огромный набор цифровых аудиоэффектов (меню Effects ). Многие из них уже повлекут за собой изменения "первоисточников" треков, т. е. применяются они непосредственно к файлам, в которых хранятся отдельные дорожки. Для того чтобы все пункты меню Effects были доступны, щелкните правой кнопкой мыши в любой точке интересующего вас объекта и из контекстного меню выберите пункт Destructive Editing . На экране появится окно, содержащее график звуковой волны "первоисточника". Выделив здесь нужный фрагмент, мы сможем применить к нему любые эффекты . Если вы все-таки хотите иметь возможность вернуться к первоначальной записи, следите за тем, чтобы в различных окнах эффектов была отмечена флажком опция Create Copy . К счастью, предварительный результат своих действий можно практически всегда услышать, если щелкнуть на кнопке Preview (либо Test) , и тогда окончательно решить, стоит ли применять выбранный эффект ко всей фонограмме или же к ее выделенному фрагменту.

А теперь кратко о наиболее важных пунктах меню Effects.

Normalize. Изменяет уровень громкости выделенного фрагмента в пределах от 0 до 400% от первоначального.

Switch Channels. Переключает (т. е. меняет местами) левый и правый каналы.

DirectX PlugIns . Позволяет использовать дополнительные модули расширения возможностей Samplitude, поставляемые отдельно.

Трехполосный Parametric Equalizer и пятиполосный Graphic Equalizer . С их помощью можно придавать звуку различные оттенки (причем в реальном времени), строить дву- и трехмерные диаграммы распределения частот, загружать уже готовые настройки и сохранять свои собственные. Кроме того, Parametric Equalizer позволяет задавать в своем окне сразу три различных вида настроек (EQ1, EQ2 и EQ3) и тут же переключаться между ними, сравнивая звучание.

FFT Filter/Analyzer . Здесь можно не только очень тонко выполнить частотную обработку записи, но и с помощью мыши рисовать огибающую желаемого фильтра, выделяя и усиливая нужные частоты и избавляясь от лишних.

Compressor/Expander. Позволяет производить различные виды динамической обработки всей фонограммы в режиме реального времени, оставляя или удаляя целые "пласты" ненужных частот.

Room Simulator . Служит для имитации акустических условий различных помещений.

Echo/Delay/Reverb. Необходим для создания одноименных эффектов.

Declipping . Позволяет избегать сильных искажений звука, возникающих в результате перегрузки аналогово-цифровых преобразователей при записи.

Convolution. Служит для преобразования одного звукового файла по образцу другого.

Get Noise Sample . Выделив участок "чистого шума" в фонограмме и выполнив эту команду, Samplitude "будет знать", как в дальнейшем "бороться" с такими помехами. То есть с помощью этой команды мы указываем программе на "образец" шумов, от которых необходимо избавиться, а Samplitude производит спектральный анализ его частот.

Noise Reduction . Эта процедура служит для очистки записи от шума с учетом частотного анализа образца, о чем шла речь в предыдущем абзаце.

Dehissing. Данная функция поможет избавиться вам от шипения и свиста на некоторых участках фонограммы, например при произнесении звуков "П" и "С".

Resample/Timestretching . Позволяет замедлять или ускорять воспроизведение записи, создавая эффект "неисправного магнитофона".

Change Sample Rate . Служит для осуществления редискретизации записей.

Stereo Enhancer. С помощью этой функции можно создавать потрясающие стереоэффекты.

Fade In/Out. Реализует процесс нарастания/затухания звука.

Set Zero. Позволяет на выделенном участке фонограммы получить "абсолютную тишину", т. е. график сигнала превращается в прямую, проходящую через нулевую отметку.

Invert Phase. Служит для инвертирования фазы на разных каналах.

Reverse. Позволяет проигрывать запись в обратном порядке.

Еще несколько полезных советов и свойств

После того как вы завершите редактирование двух, трех или более дорожек и примените к составляющим их объектам необходимые эффекты, имеет смысл свести несколько треков в один HDP-файл (особенно это актуально, если мощность вашей компьютерной системы не позволяет достойным образом работать с большим количеством дорожек). Для этого следует выделить соответствующие треки и выполнить команду Tools Track Bouncing. После чего можно исключить исходные дорожки из проекта, заменив их полученным HDP-файлом. Таким образом экономится и итоговое время, затраченное на обработку композиции, и место на диске. Кстати, о последнем: не забывайте удалять ненужные объекты — для этого пользуйтесь функцией Tools Remove unused Samples .

Среди прочих, не менее интересных и ценных свойств Samplitude 2496, следует назвать алгоритмы разбиения стереотрека на две отдельные дорожки (Special Stereo Wave to 2 Mono) и, наоборот, слияния двух монотреков в один стереоканал (2 Mono Stereo-/LR-Wave), а также широкие возможности компоновки и записи Audio CD (меню CD ). Во многом облегчают работу в редакторе разноплановые панели инструментов, отобразить которые легко через меню Windows . Кнопки на них обеспечивают быстрый доступ к наиболее важным функциям приложения.

И в заключение нельзя не отметить надежность работы этой программы. За десять дней "тесного общения" с ней я не припомню ни единого случая "зависания".