Какие телевизоры будут в ближайшем будущем. Какими будут телевизоры будущего поколения? Что означает смарт эволюция от Samsung

Согласно данным аналитической компании WitsView, во втором квартале 2015 года на мировой рынок было поставлено 48,25 млн ЖК-телевизоров, что на 6,4% ниже результата предыдущих трех месяцев. Это позволило скептикам в очередной раз заговорить о постепенном отмирании телевидения.

Однако основные мировые производители телевизоров и не думают сокращать объемы поставок на мировой рынок и уже запустили в производство разработки, которые в корне изменят саму технологию передачи изображения.

Переменить ситуацию на рынке в первую очередь поможет популяризация LED- и OLED-телевизоров. LED TV все еще представляют собой ЖК-телевизоры, в которых для подсветки экрана используются светодиоды. Они позволяют добиться полного контроля над затемнением и осветлением экрана, что существенно повышает контрастность, яркость, качество цветопередачи и глубину черного цвета. Кроме того, энергопотребление LED-телевизоров на 40% ниже стандартных ЖК-образцов.

Однако настоящую революцию несут в себе OLED-телевизоры, где органические светодиоды уже составляют основу матрицы. Это позволяет не только многократно увеличить число цветов и улучшить их передачу, но и делать ультратонкие экраны практически любого размера и формы без потери качества изображения.

Качество изображения OLED- и ЖК-телевизора

В рамках самой крупной в мире выставки потребительской электроники IFA 2015 LED- и OLED-телевизоры активно продвигали все ведущие мировые производители, что говорит об их скорой массовой популяризации.

Так, новые OLED-образцы представили Sony, LG и Samsung, на сегодняшний день являющиеся лидерами по поставкам телевизоров на мировой рынок. Свою новую OLED-модель продемонстрировала и компания Panasonic.

Помимо невероятного качества цветопередачи, большинство производителей также решили сделать экран изогнутым, как в классическом кинотеатре. Это улучшает восприятие изображения и снижает процент его искажения.

Изогнутый OLED-телевизор Panasonic

Еще одним драйвером роста телеиндустрии уже стали стриминговые видеосервисы.

Сначала Hulu, а затем , HBO Now и другие компании дали пользователям возможность изменить саму привычную модель потребления контента. Подписка на сервисы дает доступ к огромным каталогам с лучшими фильмами и сериалами за относительно небольшие деньги. Это не только сделало из видеосервисов реальных конкурентов обычного телевидения, но и вдохнуло новую жизнь в развитие ТВ-индустрии.

Подписная модель оказалась настолько успешной, что даже китайский онлайн-гигант 2 сентября 2015 года запустил китайский аналог Netflix — Tmall Box Office (TBO).

Пока TBO лишь приобретает видеоконтент, но в обозримом будущем планирует производить свою собственную продукцию, как это уже делает Netflix с суперхитами «Карточный домик», «Оранжевый — хит сезона» и недавними «Нарками».

Потоковый сервис Netflix сам производит популярные сериалы

Популяризации стриминговых сервисов способствует и то, что современным «умным» телевизорам для демонстрации интернет-видео уже не нужны внешние видеоплееры, ведь они обладают доступом к сети и оснащены встроенными приложениями.

Росту популярности телевизоров способствует и технология сверхвысокой четкости передачи изображения UHD. Также известная как 4К, она предусматривает разрешение экрана в 3840×2160 точек и детализацию, в четыре раза превосходящую HD-качество.

В отличие от технологии 3D для дома, UHD оказалась понятна как пользователям, так и телевизионным вендорам. Популяризации технологии помогло и удешевление моделей с большими экранами, на которых 4K-картинка смотрится особенно эффектно.

На пресс-конференциях, прошедших в рамках IFA 2015, сразу несколько производителей домашней электроники отрапортовали о росте продаж 4K-телевизоров.

Так, в рамках мероприятия Sony глава компании Хираи Кадзуо отметил двукратный рост европейских продаж компании в 2014 году, в основном достигнутый благодаря хорошим продажам телевизоров компании.

Интерфейс UHD-телевизора Sony

Представители Samsung и вовсе заявили, что с марта по июнь 2015 года рост продаж UHD-телевизоров составил 246%.

Кроме того, южнокорейский гигант заключил партнерство с , Netflix, Canal Plus и British Telecom (BT). Эти компании в ближайшее время начнут транслировать контент в формате UHD, что позволит Samsung укрепить свои позиции на рынке телевизоров именно за счет доступа пользователей к видео подобного формата.

В целом, согласно оценке аналитиков Futuresource Consulting, в 2015 году поставки UHD-телевизоров увеличатся на 147% и превысят 30 млн штук.

Однако в перспективе серьезную конкуренцию Samsung, LG и Sony могут составить китайские бренды.

Так, компания Skyworth уже в начале 2016 года представит свою модель OLED-телевизора с поддержкой 4K. Представитель компании рассказал «Газете.Ru», что именно цена станет основным преимуществом производителя из Поднебесной — продукция Skyworth в среднем будет на 15-20% дешевле, чем у конкурентов.

Стенд Skyworth на IFA 2015

С октября стартуют продажи и 4K OLED-ТВ другой китайской компании — Hisense. При этом телевизоры данного производителя получат не только интеграцию с основными стриминговыми сервисами, но и отдельную кнопку Netflix на пульте.

Телевизоры Hisense получат кнопку Netflix прямо на пульте

Всего же, по данным DisplaySearch, вендоры из КНР в первом квартале 2015 года обеспечили 11,4% мировых поставок телевизоров на органических светодиодах, тогда как годом ранее этот показатель составлял лишь 1,3%.

Smart TV существует уже довольно давно, но обязательным требованием к каждому телевизору так и не стало. Да, на «умных» ТВ можно выходить в интернет (это неудобно) и открывать приложения вроде YouTube (это непрактично), но гораздо проще купить приставку вроде Chromecast или Apple TV и навсегда избавить себя от мороки с не всегда удобными интерфейсами Smart TV.

Но такая ситуация потихоньку начинает меняться. Android TV™ , попытка Google ™ привнести в телевидение лучшие черты своей мобильной операционной системы Android ™ * , уже смотрится как уверенный шаг в будущее ТВ.

И судя по X93, это будущее выглядит очень привлекательно.

Единая экосистема

В отличие от среды Smart TV , Android TV ™ знаком любому человеку, который когда-либо пользовался Android . Также, как и на мобильных устройствах, вы можете скачивать приложения, музыку и фильмы в Google Play ™* . При этом войти в Android TV и традиционный «мобильный» Android можно под одним аккаунтом — обе системы тесно взаимосвязаны.

Меню телевизоров Sony с поддержкой 4K и Android TV

Необходимо отметить, что в Google Play ™ могут свободно выкладывать свои приложения тысячи разработчиков по всему миру. Список доступных для загрузки приложений пополняется каждый день, а некоторые популярные программы и игры с мобильного Android уже были адаптированы под Android TV . Например, на том же Sony можно вполне комфортно сыграть в Asphalt 8 и другие игры, подключив к телевизору самый обычный USB-геймпад. Или использовать в качестве файлового менеджера удобный и знакомый ES Проводник.

В Sony серии X93 на базе Android TV ™ управление можно осуществлять, как с помощью традиционного пульта, так и с помощью компактного современного пульта ДУ, в верхней части которого расположен широкий тачпад: сенсорная панель, точно регистрирующая движения вашего пальца. Если вы когда-либо пользовались сенсорными смартфонами, вы освоитесь за пару минут: свайпы в стороны — листаем меню, нажимаем на тачпад — подтверждаем свой выбор и переходим в выбранное приложение, еще одной кнопкой возвращаемся на одно меню назад. Все очень просто и интуитивно понятно.

При желании к ТВ можно подключить мышь или клавиатуру (Android ™ это позволяет) и управлять им как компьютером. Но делать это вы будете крайне редко: зачем, когда тут такой голосовой поиск?

Раньше, чтобы посмотреть портфолио какого-нибудь актера, мы заходили в интернет. Теперь мы просто голосом отдаем команду телевизору на Android TV ™ — и на экране отобразятся все доступные в Google Play картины с любимым артистом. Каждая из них сопровождается подробным описанием, а купить или взять ее в прокат можно тут же, в одно нажатие.

Таким же образом выстроен поиск по режиссерам и жанрам. И это удобно, ведь часто, садясь перед телевизором, вы не знаете конкретно, какой фильм хотите посмотреть и имеете в голове лишь общие представления: «что-нибудь веселое», «какой-нибудь ужастик», «подростковую комедию». Android TV ™ поможет определиться с выбором.

Управление с помощью пульта ДУ

Все это также касается музыки и приложений.

Но поиск при этом работает не только внутри Google Play ™ . Android TV ™ позволяет «гуглить» информацию в сети. Можно узнать, как сыграла ваша любимая футбольная или хоккейная команда, посмотреть погоду на завтра и неделю вперед, или даже выяснить, сколько идти пешком от Москвы до Алма-Аты.

Местный поиск — это такой Google Now, «заточенный» под видеоконтент и формат ТВ. То есть здесь нельзя поставить напоминание или проложить маршрут до дачи (но зачем все это на ТВ?), зато каждый поисковый результат будет снабжаться релевантным видео.

Четыре буквы «К»

Одним из телевизоров будущего Sony серии X93 можно назвать не только благодаря интерактивным возможностям Android TV ™ — он поддерживает 4К, сверхвысокое разрешение, которое в течение ближайших лет придет на смену Full HD. Преимущества нового формата очевидны: это невероятное разрешение в 4096 × 2160 пикселей, при котором любая картинка смотрится на экране так, как смотрелась бы в реальности. Разница между Full HD и 4K видна невооруженным взглядом. Буква “K” в этой аббревиатуре вообще означает одну тысячу пикселей, но глядя в экран Sony серии X93 на ум приходит другая расшифровка: красота, качество, контрастность, колорит.

Cверхвысокое разрешение экрана

Минус у 4K один, и тот временный: по умолчанию видео с разрешением меньше, чем 4K, смотрится на таких телевизорах «размазано»: картинка «мыльная», нечеткая. А ведь найти видео с таким разрешением в сети не так уж и просто, поскольку производители контента только-только начинают внедрять в свои сервисы этот формат, хотя пользовательского видео в формате высокого разрешения уже довольно много и его можно быстро отыскать на Youtube. В Sony решили эту проблему с помощью технологии оптимизации изображения: телевизор в реальном времени искусственно «подтягивает» не-4K-картинку до приемлемого уровня. Вы не получите полноценное 4K-изображение, но и пиксели не будут настойчиво попадаться вам на глаза - изображение получается очень детальное, контрастное и сочное. Второе достоинство серии X93 — звук. По обеим сторонам экрана ТВ установлены мощные динамики, которые обеспечивают достойное звучание, одно из лучших на рынке, так как это телевизор с поддержкой формата Hi-Res Audio. Приличный запас громкости, чистый, «прозрачный» звук: каждый инструмент хорошо слышен, но не выбивается на первый план. При просмотре фильмов одинаково хорошо слышны как громкие звуки взрывов, так и озвучка. У Sony большой опыт в производстве аудиотехники, и японцы просто применили свои признанные наработки в ТВ-сегменте. Покупая такой телевизор, вы избавляете себя от необходимости выбирать отдельную акустическую систему и искать в комнате место для нее.

В отличие от других «умных» устройств, вроде смарт-часов, будущее телевидения легко можно предсказать уже сейчас, глядя на Sony серии X93 и подобные им модели. Доступ к сотням программам и приложениям, к обширным библиотекам фильмов и музыки, и, самое главное, к 4K-формату. Модели на базе Android TV ™ создают совершенно новый опыт взаимодействия с телевизором. Телевизоры новых поколений смогут угадывать ваши желания, давать вам рекомендацией и обеспечивать вас мгновенной информацией из сети.

И самое приятное, что сделать шаг в такое будущее можно уже сейчас.

* Android, Google Play являются товарными знаками Google Inc. Список доступных сервисов и приложений зависит от региона.


Не нужно думать, что телевидение умирает под наплывом новых средств массовой информации. Оно тоже не стоит на месте, внедряя новейшие технологии, которые не доступны другим СМИ. И сегодня мы расскажем про 5 самых необычных и интересных инноваций в современном ТВ .

Роботы-телеведущие

В Японии существует настоящий всеохватывающий культ роботов. А потому не удивительно, что первые роботы-телеведущие появились именно в Стране восходящего солнца. Их специально для этих целей разработала группа японских ученых.



Эти роботы визуально очень похожи на людей, но имеют куда больше профессиональных возможностей, чем живые телеведущие. Они умеют читать новости разными голосами с широким спектром интонаций, а также легко переходить с одного языка на другой.



Для начала ученые из Японии создали несколько роботов-телеведущих с разной внешностью. Молодая по внешнему виду механическая девушка «работает» диктором теленовостей, более взрослая и строго выглядящая дама выступает в качестве эксперта по науке и технологиям.



В будущем планируется большое расширение штата таких телеведущих под разные тематики освещаемых в новостях событий.

Телевидение с запахами

Одной из перспективных технологий, которую предвещали фантасты еще в первой половине двадцатого века, является , в том числе, и посредством телевидения. Но за минувшие десятилетия никаких существенных подвижек в реализации этой идеи не случилось. Все исследования и эксперименты в этой области закончились неудачами.

Но в последние годы наконец-то начали появляться относительно успешные попытки заставить телевизор передавать запахи. В качестве примера тому можно привести технологию Smell-o-Vision, разработанную учеными из Университета Токио. Она заключается в том, чтобы установить в четырех углах телевизора вентиляторы, нагнетающие ароматизированный воздух в сторону зрителя.



Эти вентиляторы будут соединены с ароматическими капсулами, которые будут источать запах при нагреве. А вот сигнал, когда именно они начнут нагреваться и с какой интенсивностью, будет отдаваться именно посредством телевидения.

Прямые эфиры от телезрителей

Стремительное развитие Интернета, беспроводных сетей и мобильных устройств привело к тому, что в журналиста превратился практически любой пользователь смартфона. Это раньше для организации прямой трансляции с какого-либо события нужно было пригнать туда телевизионный фургон со спутниковой антенной. Сейчас для этого достаточно отправить человека с телефоном.



Трансляции-стримы в последние несколько лет стали очень популярны в Интернете. Случайные люди стали показывать в прямом эфире самые интересные и важные события, происходящие даже в самых отдаленных уголках земного шара. И традиционные телеканалы стало не только использовать найденные в Сети записи потоковых видео, но даже включать эти трансляции в онлайн-режиме на телевидении.

Примером тому может послужить Украина, где уже более полугода длится политический кризис с уличными противостояниями и даже полноценными военными действиями. За многими событиями в этой стране можно было следить в прямом эфире именно благодаря бесстрашным стримерам, которые бросаются в самую гущу происходящего. И даже самые рейтинговые украинские, российские и мировые телеканалы включают эти трансляции в прямой эфир.



Можно предположить, что дальнейшее развитие технологий приведет к тому, что стримеры сами получают такую же большую аудиторию и авторитет, как и телевизионные каналы.

Персонифицированное телевидение Social TV

Все время существования телевидения процесс общения телеканала со зрителем был односторонним. Сигнал со студии через транслятор шел на телеприемник пользователя, ставя его перед единственным выбором – смотреть этот канал или переключиться на другой. С появлением Интернета и телевизоров, которые умеют к нему подключаться, ситуация стала постепенно изменяться.



Благодаря набирающей популярность технологии Social TV, телевидение превращается в социальную сеть. Теперь телезритель может не только смотреть передачи и фильмы, но и общаться с другими зрителями в чатах, а также на отдельных страницах и форумах.

Social TV позволяет оставлять отзывы и советы относительно того или иного телевизионного продукта, а также получать таргетированную рекламу. Ведь сейчас получается, что взрослый мужчина вынужден смотреть по ТВ презентационные ролики женских прокладок или товаров для детей. Развитие Social TV приводит к тому, что каждый получит рекламу того товара, в котором заинтересован лично он, как ныне происходит с контекстной рекламой в Google AdWords.



Трехмерные изображения пробрались в кинематограф еще несколько десятилетий назад. Новую популярность им придал выход фильма «Аватар» Джеймса Кэмерона, и с тех пор редкий блокбастер не выходит на киноэкраны в формате 3D. А в последние годы объемная картинка стала проникать и в телевидение.



Стали даже появляться телевизоры, предназначенные специально для трансляции 3D-программ. Впрочем, с этой задачей отлично справляются и обычные телеприемники, в которые идет стереоскопический сигнал. Появились также устройства, которые позволяют видеть объемные изображения и без специальных очков. Технологии не стоят на месте.



Критики отмечают, что вряд ли широкая общественность воспримет на ура 3D-телевидение, особенно, новостные и документальные программы. Но спортивные трансляции и кинофильмы с большим количеством спецэффектов вполне возможно, получат со временем серьезную популярность в стереоскопическом формате. Это подтверждает и опыт последних лет – в разных странах мира появились даже отдельные телеканалы, транслирующие в 3D кино, футбол, теннис и другие состязания.

24.07.2015 09:38

Как проходит перевод отечественного телевещания на цифровые технологии? Когда отключат аналоговое телевидение? Станет ли интернет в ближайшие годы основным каналом распространения информации в России? Эти вопросы актуализируют поправки к законам «О средствах массовой информации» и «О связи», которые президент РФ Владимир Путин одобрил 13 июля.


Новый закон, в частности, расширяет список обязательных общедоступных телеканалов, подлежащих распространению во всех сетях вещания без взимания платы с потребителей. А насколько готова к этому медиаотрасль? С этими вопросами корреспондент «Российской газеты» пришел к заместителю министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексею Волину.

Начнем с нового закона. Он по сути дела фиксирует, что федеральная целевая программа развития телевидения в стране входит в свою завершающую стадию. Инфраструктура цифрового телевидения на сегодня создана. Если говорим про первый и второй мультиплексы, то охват первого мультиплекса составляет 87 процентов населения, второго — 76 процентов. Поэтому закон, подписанный президентом, устанавливает, что у каждого жителя нашей страны должен быть гарантированный государством минимальный информационный стандарт.

Этот стандарт предусматривает сегодня наличие 20 телевизионных каналов в цифровом качестве.

Эти 20 каналов должны присутствовать во всех средах вне зависимости от того, как человек принимает телепрограммы: на домовую антенну или на индивидуальную, при помощи кабельных сетей или спутникового оператора. Это тот минимум, который должно обеспечить государство. Закон как раз эти двадцать каналов и делает обязательными и бесплатными.

— Слово «минимум» в кризисное время звучит уместно, а вот «бесплатно» — когда финансирование сокращается, а рынок рекламы серьезно рухнул?

Двадцать каналов — весьма солидный минимум. Конечно, мы не можем не учитывать серьезных изменений и сокращений на рынке рекламы. Они сказались на всех телеканалах. Именно поэтому были внесены коррективы в первоначальные планы. Мы могли бы обеспечить охват каналами второго мультиплекса не 57 процентов населения, которые его сегодня принимают, а уже около 80 процентов. Но из-за существенного проседания рекламных доходов каналы, которые оплачивают распространение сигналов второго мультиплекса, обратились в правительство и министерство с просьбой: пока что запустить в эксплуатацию вещание только в городах с населением свыше 50 тысяч человек. Более широкий охват для них экономически был бы сегодня крайне обременителен.

Поэтому полноценно, с охватом свыше 95 процентов населения, второй мультиплекс заработает только в 2019 году. Но если говорить про первый мультиплекс, то в конце этого года 98,5 процента населения будут иметь техническую возможность принимать в цифровом качестве десять эфирных каналов.

Еще важно, что потребители услуг кабельных и спутниковых операторов также будут принимать каналы и первого, и второго мультиплексов в рамках базового пакета. Сегодня, по нашим оценкам, примерно около 50 процентов населения страны уже являются потребителями как раз кабельных операторов и спутниковых систем приема.

— ФЦП по развитию телерадиовещания пришлась на 2009-2015 годы, скажем прямо: не самые экономически благополучные. В этот проект вложены миллиарды рублей. Построены и строятся тысячи станций цифрового вещания. Своевременно ли была затеяна такая грандиозная стройка?

Стройка начиналась во времена куда более простые. Решение о переходе на цифровое телевидение было принято примерно десять лет назад. Если бы этого не сделали, то оказались бы сегодня в ситуации патовой. Просто не могли бы гарантировать распространение телевизионного сигнала для всего населения. Дело в том, что именно сейчас вступают в силу международные соглашения, согласно которым во всем мире снимается защита с аналоговых эфирных частот. Что это значит? А то, что если бы у нас не было цифрового телевидения, то наше аналоговое телевидение было бы полностью беззащитным. На него бы не распространялись международные соглашения о выделении частот.

Второе немаловажное обстоятельство. Цифровое телевидение на порядок увеличивает количество каналов, которое человек может принимать. Мы живем в информационную эпоху, и до введения в строй цифрового телевидения в стране реально существовало информационное неравенство. Жители больших городов имели возможность смотреть десять, а иногда и пятнадцать каналов, а жители небольших городков и деревень в лучшем случае принимали два-три. Да еще зачастую в очень плохом качестве. С запуском программы цифрового телевидения мы это информационное неравенство ликвидировали: теперь в каждой точке страны человек в состоянии принимать как минимум двадцать каналов в хорошем цифровом качестве.

О затратах. В совокупности стоимость программы не превысила и трех миллиардов долларов. Но зато она создала реальную справедливость для всех телезрителей страны. Мы считаем, что для выравнивания условий и повышения качества жизни значительной части населения эти затраты вполне оправданы.

— Еще недавно эфир являлся единственной возможностью распространения продукции телевизионных каналов. Сегодня в нашем распоряжении еще и кабель, и спутник, и интернет.

Добавлю к этому перечню мобильные платформы, IPTV, еще добрый десяток новейших технологий с непонятной для телезрителей английской аббревиатурой. С их развитием увеличивается количество сред распространения телевизионного контента.

К чему это приведет? По сути дела, меняется сам вид телевизионного смотрения. Когда мы говорим, что человек смотрит телевизионную программу, это уже больше не означает, что он смотрит телевизор. Мы пришли к так называемому многоэкранному просмотру: что-то вы можете смотреть на телевизоре, что-то — на планшете, на компьютере, на смартфоне.

Многовариантность, многоукладность телевизионного смотрения и будет определять новый этап развития телевещания на территории России. Да и в мире.

Когда мы поняли, что программа создания инфраструктуры цифрового телевидения в стране близится к своему завершению, то сели за написание нового документа, который будет называться Стратегия развития телевизионного вещания в Российской Федерации до 2025 года. Главным принципом, определяющим развитие телевидения на этот период, как раз и явится многоэкранность.

— Выходит, у нас не будет ни главного способа приема телевизионного сигнала, ни одного главного экрана, на котором смотрят телепередачу? А как же интернет, разве он уже не рассматривается в качестве основного канала распространения информации в России?

В какой-то момент он им станет. Но, вспомним старое морское правило: скорость эскадры определяется скоростью движения самого тихоходного корабля. Поэтому мы вынуждены точно прогнозировать и выстраивать всю свою стратегию развития, исходя из конкретных инфраструктурных и технических условий связи в регионах. Пока что значительная часть населения страны проживает вне пределов быстрого и широкополосного интернета. А без этого нельзя обеспечить качественный прием большого тяжелого сигнала, которым является телевизионная картинка.

— Итак, создана инфраструктура цифрового эфирного вещания, которая в состоянии в каждый дом доставить 20 каналов стандартного телевизионного качества. ФЦП свою задачу практически завершает. А какую цель ставит перед собой стратегия развития телевещания до 2025 года?

Новая цель — обеспечить каждому жителю возможность приема тех телевизионных каналов, того качества, на те устройства, тем способом, какие он пожелает.

Телевизионные каналы в новых условиях меняют свое функциональное предназначение. Они из обычных трансляторов превращаются в фабрики контента. При этом они обрастают библиотеками, собственным производством, а зачастую выходят и на рынки кабельных, спутниковых и других услуг. Равно как и крупные операторы начинают формировать свои библиотеки. Таким образом, создаются крупные многопрофильные корпорации. Ключевым элементом развития телевидения становится контент. Выиграет и утвердится на телерынке только тот, кто сможет произвести и показать зрителю интересные и качественные фильмы и передачи, тот, чью продукцию зритель захочет получить.

— Производство качественного контента не всем каналам будет по карману.

— Да, дорого. Осуществить его сможет только ограниченное количество каналов. Поэтому развитие рынка обеспечат пять-шесть крупных игроков, которые в состоянии тратить миллиарды рублей на контент. Они — локомотивы индустрии, они задают стандарты. Национального телевидения в России не будет, если не станет крупных игроков. Объемы произведенного контента будут и дальше нарастать, причем как профессионального, так и полупрофессионального, включая пользовательский. Это приведет к появлению большого количества нишевых каналов, что, в свою очередь, усилит конкуренцию на рынке.

Мы понимаем, что сетевому партнерству приходит конец. В этих условиях региональным каналам надо увеличивать объемы собственного производства, расширять закупки в библиотеках, переходить к синдикации. Отдельно перед государством встает вопрос, что делать с частотами. Сегодня лицензией на частоту обладает именно партнерство в лице федерального и местного канала. Как быть, если федеральный партнер потребует развода и уйдет из семьи? Сегодня по закону имущество в виде эфирной частоты уходит к государству и выставляется на конкурс. На наш взгляд, здесь может возникнуть противоречие между законом и справедливостью.

— По частотам есть и другой острый вопрос: почему диапазон частот 470-790 МГц не отдать для нужд LTE? Не планируем развивать это направление в России? За ним, как считают эксперты, большое будущее.

Сегодня у нас существует консенсус между телевещателями и связистами. Каждая из отраслей определила тот частотный спектр, в котором она будет существовать и развиваться. Мы надеемся решать все эти проблемы в бесконфликтной ситуации. Мы видим серьезную необходимость развития LTE-технологий для связистов и просто для пользователей, потому что это совершенно новые возможности, это абсолютно другое качество интернета. Но при этом нельзя забывать, что частоты нужны и для телевизионных вещателей. Телевидение высокой четкости, к примеру, требует подкрепления серьезным частотным ресурсом.

— Согласно указу Президента РФ, вещание в формате высокой четкости должно появиться в России к 2022 году. Ведутся ли работы по этому направлению?

Технологически этот вопрос уже изучен и проработан. Мы определили пять зон для тестового эфирного вещания по телевидению высокой четкости. Кроме этого, происходит переход многих крупных каналов на этот формат. Они уже оснастились новым оборудованием, новыми студиями. Это влечет серьезные дополнительные расходы. Вплоть до обновления, доведения до нового уровня качества всех архивных материалов в библиотеках. Старая традиционная картинка будет чужой на экране HDTV.

Мы нашли частоты, чтобы в пяти зонах этот эксперимент провести. Это крупные города-миллионники. Мы исходим из того, что телевидение высокой четкости прежде всего будет развиваться там. Но в кабельных сетях оно уже существует. У спутниковых операторов тоже.

Параллельно с этим ведутся работы и над более высоким качеством передачи сигналов — это 4К. Есть уже камеры, монтажные. Сняты даже некоторые события: спортивные соревнования, парады. Фильмы уже можно снимать на 4К. Но это следующий этап.

— Алексей Константинович, после HDTV, FULL HD, 4К самое время вспомнить о нашем старом, добром и любимом аналоговом телевидении. Когда его отключат?

Мы считаем, что государство не должно отключать аналоговое вещание. В рамках многоукладности и многоформатности аналоговое вещание должно и может существовать до тех пор, пока на него будет спрос. То есть пока будут желающие оплачивать эту услугу. Первым шагом на пути к его исчезновению станет прекращение финансирования со стороны государства распространения аналогового сигнала обязательных общероссийских общедоступных каналов в городах с населением менее 100 тыс. человек после 2018 года. В этих условиях население переключится на мультиплексы, и разница между цифровой и нецифровой картинкой станет очевидной. С увеличением возможных способов доставки сигнала зрителю аналоговое вещание тихо и естественно отомрет.

Состав 1-го мультиплекса

Телеканалы: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», НТВ, «Петербург-5 канал», «Россия К», «Россия 24», «Карусель», «Общественное телевидение России», «ТВЦ».

Радиоканалы: «Радио России», «Радио Маяк», «Вести FM».

Состав 2-го мультиплекса

Телеканалы: «Рен ТВ», «Спас», «СТС», «Домашний», «ТВ 3», «НТВ-Плюс Спорт», «Звезда», «Мир», «ТНТ» и «Муз-ТВ».

Недавно мы писали о том, что еще несколько лет назад считавшаяся революционной технология 3D в телевизорах окончательно . Что же идет ей на смену? Пытаемся понять, какими инновационными решениями производители теперь собираются привлекать покупателей и что ждет телевидение в ближайшем будущем.

Шире, тоньше и прозрачней

Чтобы понять, какими станут телевизоры уже через пару лет, достаточно заглянуть на главные технологические выставки IFA в Берлине и CES в Лас-Вегасе, на которых крупнейшие производители электроники ежегодно демонстрируют свои последние разработки. Главная тенденция последних лет на IFA и CES — это OLED-экраны с органическими светодиодами, позволяющие смотреть видео с разрешением высокой четкости 4К. Первые телевизоры с OLED-дисплеями Samsung и LG выпустили более пяти лет назад, но их распространению мешала высокая стоимость. Но к 2016 году OLED-телевизоры практически сравнялись по цене с конкурентами, так что теперь жидкокристаллические экраны обречены на вымирание.

Что же сулит нам распространение технологии OLED? Во-первых, увеличение диагонали экрана. Одно из важнейших преимуществ органических светодиодов — возможность смотреть видео с разрешением 4К, но делать это на экране менее 50 дюймов бессмысленно, ведь вы просто не ощутите разницы. А на подходе уже следующий стандарт качества — 8К, по четкости превосходящий 4К в четыре раза. Но телевидение такого разрешения требует еще большую диагональ. Так, выпущенный год назад компанией Sharp первый в мире телевизор с разрешением 8К (7680 на 4320 точек) имел 85-дюймовую панель, и это самый минимум того, что требуется для картинки подобного качества.

Разрастаясь в ширину, телевизоры будут становиться все меньше в толщину. Это еще одно преимущество OLED, поскольку органические светодиоды в отличие от жидких кристаллов не требуют подсветки, которая и занимала значительную часть пространства внутри плазменной панели. Так, в начале января на выставке CES LG представила общественности свой самый тонкий телевизор. Его толщина составила всего 2,5 мм — это почти втрое тоньше, чем последний «айфон». Добиться такой толщины разработчикам удалось за счет переноса всей электронной начинки в отделенную от экрана звуковую панель. тонкий телевизор изгибается в любом направлении и благодаря этому может принимать нужную вам форму. Кстати, чтобы повесить такой телевизор, не нужно сверлить стену, он крепится к ней при помощи специальных магнитиков.

Еще дальше пошла компания Panasonic на прошлогодней выставке в Берлине. Разработчики показали прототип не просто ультратонкого, а полностью прозрачного телевизора. Внешне он похож на обыкновенное стекло, поэтому в выключенном состоянии его будет совсем не видно на стене. Более того, его можно органично вписать в интерьер, например, в качестве стеклянной дверцы, как это и было продемонстрировано на стенде компании.

ТВ против интернета

Кардинальные изменения ждут телевидение не только снаружи, но и внутри. Рейтинги эфирного вещания постепенно снижаются, поскольку аудитория, особенно молодое поколение, предпочитают интернет-телевидение и подписочные сервисы, такие как Netflix, предоставляющие как телевизионный контент, так и свой собственный.

В США эта тенденция наблюдается на протяжении последних лет пяти, на тот же Netflix подписан уже каждый десятый житель Америки, россияне же пока только знакомятся со всеми преимуществами онлайн-видеотек.

Пожалуй, одно из основных преимуществ интернет-контента — это его интерактивность, поэтому чем дальше, тем более интерактивным будет становиться и телевидение. Зрители получат возможности оставлять комментарии к фильмам и передачам, в режиме реального времени общаться с другими зрителями. Кроме того, «умное» телевидение будет само составлять рекомендации для вас, исходя из ваших интересов.

Все большее распространение получают такие приставки, как Apple TV и Android TV, позволяющие воспроизводить на большом экране фильмы, игры, приложения и любые медиафайлы с вашего смартфона или планшета. Это гораздо доступнее и удобнее, чем заходить в интернет с самого телевизора. Развитие подобных приставок означает, что в ближайшем будущем телевизоры фактически могут стать просто еще одним гаджетом, подобным смартфонам и планшетам и отличающимся от них лишь размером экрана.

Таким образом, телевидение в привычном понимании постепенно трансформируется в некий симбиоз тв и интернета. Красноречивей всех на эту тему высказался директор по product management компании Google Кеваль Десаи: «Будущее телевидения заключается в том, чтобы ликвидировать разницу, которая сегодня существует между телевидением и интернетом».