Евгения куйда. Евгения куйда и ее робот-критик. Об уроках Кремниевой долины


В прошлом году мы участвовали в "Пикнике Афиши". А в этом не будем. И не будем больше рисовать иллюстрации для журнала. И все остальные отношения с журналом полностью сворачиваем.

Читателям, конечно, любопытно, почему мы так решили. Рассказываю.

Кратко: адекватному - респект, говноедов - фтопку.

Подробно:
Я с большим уважением отношусь ко всему адекватному. Журнал "Афиша", с которым мы всегда дружили, был такой Студией Лебедева в мире городских событий. Потом оттуда ушли многие хорошие люди, а остались какие-то куйды.

Штатный рецензент журнала "Афиша" Женя Куйда, которой поручают посещение ресторанов и кафе, в интервью рассказывает, что у нее язва и что она отравляется от любой еды. Пруфлинк: http://video.yandex.ru/users/two-pogosyan/view/16/ (начало откровения на 04:29).

Женя Куйда пишет (рецензия полностью: http://www.afisha.ru/msk/restaurant/29845/review/332777/), что после посещения нашего ресторана ей пришлось провести ночь "с фесталом и мотилиумом". Опять же, это личное дело Евгении Куйды - заказывать жареное и острое, когда ей прописана диета номер пять.

Кстати, так как у нас ресторан вкусной и домашней еды, а не гнилых московских понтов с дорогим фарфором и шефом из Франции, любой посетитель может заказать еду нужной степени диетичности (то есть, картошка может быть вареной, а мясо - на пару). И к нам приходят люди отдохнуть, посидеть с другими приятными людьми, получить кайф, выпить охуенного кофе, а не поторчать с прямой спиной на виду у сраного бомонда.

Женя Куйда назвала наш ресторан помойкой, это тоже ее личное дело. Я не вижу совершенно ничего оскорбительного в том, что журнал "Афиша" дает нашему ресторану одну звезду из пяти (в школе я гордился колами).

Редакционная политика может позволить штатному рецензенту писать, что наши "посетители - мужчины лет тридцати с грязными ногами во вьетнамках, длинными немытыми волосами, в коротких майках в облипку и с разноцветными тряпичными сумками через плечо". Так и выглядят нормальные люди с моей точки зрения. Но я бы удивился, если бы к нам ходили только в ботинках "Крокет и Джонс" блестящих, как собачьи яйца. (Хотя вот Сергей Доля не узнал себя в портрете гостя ресторана: )

Кругозор рецензентки тоже является ее личным делом. Она может не знать, что считается крутым, скажем, в Нью-Йорке или Лондоне (в том же видеоинтервью она сообщает, что сотрудников не посылают в командировки).

Но есть одна вещь, которую нельзя прощать. Если бы журнал "Афиша" выходил в Америке и написал бы, что сотрудницы ресторана "толстые тетки", то на следующий же день у издательского дома были бы большие проблемы. Потому что адекватный и космополитичный журнал в мегаполисе не может себе такого позволить. Это за гранью всех приличий. Если желчь у рецензентки выделяется неконтролируемо, главред должен сцеживать и фильтровать ее до сдачи номера в печать.

Хоть мы и живем в Москве, и можем пока еще называть пидаров пидарами, у массовых изданий существует репутация. И в данном случае она явно нарушена. Еще раз повторю: можно обсирать любые заведения как угодно, писать любую хуету, но нельзя в главном журнале о культурной жизни называть людей толстыми.

До момента получения от главреда "Афиши" (или главного по издательскому дому) извинений на бланке, никаких отношений у студии с журналом не будет.

Конечно же, это никак не распространяется на сотрудников издательского дома, среди которых много моих друзей, приятелей и знакомых. Речь идет о бренде "Афиши". И о чести моих коллег из ресторана - самых красивых и замечательных девушках во вселенной.

Евгения Куйда, бывший редактор «Афиши» и основательница компании Luka, работающей над созданием искусственного интеллекта, создала чат-бота в честь своего погибшего друга. Программа пока находится на стадии тестирования, но на сайте уже можно зарезервировать имя своего бота на будущее.

После того как Роман Мазуренко, лучший друг Евгении, скончался, девушка начала собирать его старые сообщения в нейронную сеть, разработанную в её стартапе. Женщина решила увековечить память о своём друге, создав чат-бота, который максимально точно имитирует Романа, анализируя историю его сообщений и электронных писем.

Фрагменты переписки Евгении и Романа (чат-бота) можно прочитать в лонгриде The Verge .

- Как ты там?

- Ничего. Немного грустно. Надеюсь, ты не слишком там веселишься без меня?

- Много чего происходит. Жизнь продолжается, но нам тебя не хватает.

- Мне вас тоже. Видимо, это то, что называют любовью.

В мае любому, у кого установлено приложение Luka, предоставился случай поговорить с Романом. Большинство пользователей положительно восприняли идею Евгении, однако были и исключения. Василий Эсманов, издатель Look At Mе, написал в своём фейсбуке, что идея выглядит «зловеще»:

Все остальные программы компании - функциональные: они помогают найти подходящий ресторан или подобрать нужную картинку, а работа Романа - быть другом. По словам Евгении, за такими виртуальными собеседниками - будущее.

Мы бы очень хотели предложить людям настоящего друга. Я ещё не уверена, как будет выглядеть окончательная версия, но если бы я могла, я бы создала друга, который знал бы вас очень, очень хорошо, который мог бы вас утешить и дать дельный совет. - Евгения Куйда

У компании уже был похожий проект, BBFF:Best Bot Friend Forever (Лучший Бот Друг Навсегда), работающий на платформе Telegram. Бота звали Марфа, и она пользовалась успехом: пользователи-подростки были в восторге от виртуальной подруги и очень к ней привязались.

Мы привязываемся к Тамагочи, к собакам. Технология ещё только на начальной стадии развития. Пока ещё очень сложно создать что-то, к чему люди чувствовали бы такую же эмоциональную привязанность. Но, запустив Марфу, мы увидели, что люди возвращались и разговаривали с ней: когда люди одиноки и готовы сделать этот шаг, мы выстраиваем эти отношения. Я думаю, что через пару лет, при помощи сетевой памяти и более глубокого анализа, мы достигнем нашей цели. - Евгения Куйда

Подобные разработки всегда вызывают дискуссии на предмет этики. Тема искусственного интеллекта и отношений между машиной и человеком уже затрагивалась в фильме «Она» с Хоакином Фениксом. Там главный герой влюбляется в телефонную программу, озвученную Скарлетт Йоханссон.

История одной из серий «Чёрного зеркала» тоже вызвала бурные обсуждения. В ней молодой человек главной героини умирает в автокатастрофе и она, с большим трудом переживая утрату, решает вернуть его. Девушка скачивает электронную программу, которая, в точности, как Replika, анализирует всю информацию об умершем и генерирует его сетевого клона.

Однако Евгения не согласна.

Да, я знаю, что существуют определённые этические вопросы. Но когда в небо взлетел первый самолёт, ещё не существовало законов, регулирующих авиаперевозки. Когда ты делаешь что-то впервые, невозможно избежать вопросов, всегда есть риски. Я думаю, что это стоит того. И я знаю Романа, мы были родственными душами, я уверена, что он бы поддержал нас. - Евгения Куйда

Бывшая москвичка, журналист и ресторанный критик «Афиши», а ныне — нью-йоркская предпринимательница стала одной из самых ярких фигур зарождающейся индустрии цифрового бессмертия.

Евгения Куйда смогла создать искусственный интеллект, похожий на ее погибшего друга Романа Мазуренко. Молодые люди познакомились в 2008 году, когда Евгения работала в издании «Афиша» и брала интервью у молодых стартаперов, среди которых был Роман, основавший компанию Idle Conversation. Вместе с друзьями он устраивал вечеринки, открывал журналы, проводил музыкальные фестивали и продвигал молодых модельеров. Знакомые отмечали, что он был невероятно энергичным и жизнерадостным.

Позже Роман основал стартап Stampsy и переехал в США, занимался созданием цифровых медиа. Евгения тоже перебралась в Америку, ее стартап Luka сейчас находится в Нью-Йорке и занимается искусственным интеллектом и семантическим анализом. Среди прочего они вывела на рынок ресторанного критика-бота. Команда ее проекта попала в акселератор Y Combinator и TechCrunch Battlefield, где они стали первым в истории российским стартапом. Там Евгения нашла инвесторов для развития своих идей. Подробней об переезде в США и участии Евгении в акселераторе можно прочитать в этой статье .

Позже Роман поехал в Москву по делам, где его сбила машина. Это стало огромной трагедией для всех близких парня. Чтобы как-то вернуть память о погибшем друге, Евгения задумалась о том, чтобы своеобразно «воскресить» его. Она часто перечитывала их общие переписки, и это привело ее к решению о создании чат-бота Романа.

У Евгении возникло немало сомнений об этической стороне идеи. «За этим будущее, а я всегда за будущее. Но принесет ли нам это какую-то пользу? Отпустите ли вы человека, заставляя себя испытывать все эти эмоции? Или это то же самое, что хранить безжизненное тело на чердаке? Где грань? Что нас ждет? От такого мозги набекрень», — заявляла она.

Но Роман и сам когда-то интересовался новыми технологиями, которые заставят человечество по-новому взглянуть на смерть. Он даже собирался создать кладбище из биоразлагаемых могил, на которых можно было бы посадить деревья. Таким образом, человек стал бы удобрением для растения, которое бы напоминало людям о нем. Но парень не получил финансирования от инвесторов, и идея провалилась.

Более того, родители и друзья Романа задумку Евгении поддержали и даже помогли ей. Кроме собственных переписок, она смогла взять за основу еще и несколько диалогов, предоставленных близкими парня. Так насобиралось более 8 000 строк текста, которые и составили псевдо-личность нового бота.


Чат-бот Романа очень реалистичен. Фото: cnn.com

Но боту Романа не всегда удается удачно притвориться. «Это больше похоже на тень человека. Сейчас это похоже на то, как мы говорим с богом, или воображаем, что мы говорим с кем-то, кого потеряли, или даже разговариваем с психологом». – говорит Куйда.

Этот стартап напоминает одну из серий «Чёрного зеркала», в которой главная героиня с помощью искусственного интеллекта вернула себе погибшего парня — сначала в виде чат-бота, а потом и робота, которому загрузили сознание и воссоздали внешность погибшего.

Перспектива разговоров с мертвыми может показаться безумной и пугающей. Но на самом деле эта технология может поддержать убитых горем людей. Да и смерть становится не такой страшной, когда человек знает, что не исчезнет полностью и оставит в реальном мире что-то от себя для близких.

Идея оживить мертвых в цифровом пространстве исследуется многими, Евгения — не единственная. Хоссейн Рахнама из Университета Райерсона тоже развивает чат-боты, созданные из личных данных. «Через 50 или 60 лет [поколение двухтысячных] достигнет такого уровня в своей жизни, когда каждый из них получит зетабайты данных, а это именно то, что необходимо для создания цифровой версии самого себя», — говорит Рахнама.

Программа Рахнама основывается на цифровом архиве, который оставил человек: сообщения электронной почты, тексты в социальных сетях, текстовые сообщения, твиты и даже посты в Snapchat. Она «скармливает» их нейронной сетям, которые обрабатывают информацию. Благодаря способности нейронной сети развиваться самостоятельно, «цифровое существование человека продолжается после того, как физическое существование прошло». Таким образом, бот будет постоянно следить за текущими событиями, вырабатывать новые мнения. Так он становится сущностью, основанной на реальном человеке, а не его отпечатком в момент смерти.

Танатолог Андреа Варник из Торонто видит потенциальное терапевтическое применение технологии цифровой жизни после смерти. Не обязательно позволять нам общаться с потерянными близкими, можно облегчать беседы о мертвых с друзьями и семьей.

«В современном обществе многие люди не решаются говорить о ком-то, кто умер, опасаясь огорчить скорбящих. Поэтому, возможно, важно продолжать делиться историями и советами с умершим. Мы, люди, можем извлечь это из чат-ботов», — уверена Варник.

Варник советует людям двигаться дальше после смерти близких. Но она чувствует, что западное общество может извлечь пользу из напоминания о том, что умерший – не значит ушедший. «Однако учитывая общий дискомфорт общества в отношении смерти и печали, у меня есть опасения, что ими будут злоупотреблять, и это может привести к ситуациям, в которых люди станут еще более изолированными в своей скорби», — предполагает она.

ЦП узнал у соосновательницы Luka Евгении Куйды - бывшего главного редактора сайта «Афиши» и ресторанного критика издания, - о запуске стартапа в Америке, преимуществах акселераторов, самом стартапе и невозможности вести бизнес в России.

Luka - рекомендательное приложение для поиска ресторанов. Оно запоминает вкусы владельца смартфона и на их основе, а также на основе запросов пользователя, который он отправляет приложению в виде SMS, выбирает для него подходящее кафе или ресторан.

Пользователь может спросить у Luka, есть ли где-нибудь неподалеку хорошая кофейня или мексиканский ресторан, поинтересоваться, какие блюда там стоит попробовать, есть ли в помещении беспроводной интернет - приложение проанализирует отзывы посетителей различных сайтов отзывов (Yelp, Foursquare) и рецензии ресторанных критиков - и подскажет владельцу смартфона ответ на его вопрос.

Проект Luka запустили ресторанный критик и бывший главный редактор сайта «Афиши» Евгения Куйда и бывший сотрудник агентства РИА Новости Филипп Дудчук. Поначалу стартаперы собирались представить такой же сервис в Москве (тогда проект еще носил название IO), но позднее решили переориентироваться на американский рынок.

Приложение Luka стало первым российским стартапом в истории акселератора Y Combinator и получило освещение в американских технических медиа - Wired и TechCrunch.

Редакция ЦП расспросила Евгению Куйду о том, почему команда решила перебраться в Америку и что проекту дало участие в акселераторе.

ЦП: Как появилась идея проекта?

Евгения Куйда: В Москве мы занимались созданием банка для «МегаФона». Как часть этого проекта появилась идея сделать такого ассистента, Siri для банка, который будет с тобой разговаривать по SMS.

В первую очередь, это был бы интерфейс к банковскому счету. У многих людей тогда не было смартфонов, и общение с банком через SMS могло бы стать для них лучшим способом управления счетом - «Рокетбанк», наверное, на данный момент является самым хорошим примером подобного сервиса . Но у них это реализовано не автоматически, а мы хотели такое сделать автоматически - возможность общаться с менеджером своего счета: «переведи деньги сюда», «заплати за это», «сколько у меня осталось на счету» и так далее.

Туда приходили бы счета, и он сообщал бы тебе: «Пришел счет за воду, давай оплатим». Поверх этого мы могли бы сделать кредитную историю, смотреть на то, как пользователь общается, другие функции прикрутить.

Но это была идея внутри банка, маленькая часть большого проекта. Мы тогда работали как раз с моим приятелем Филиппом (Филипп Дудчук, сооснователь Luka - прим. ред.) , а потом ушли из банка, но наработки оставили себе. Нам очень понравилась разговорная технология, которую к тому моменту уже удалось построить - на русском языке, и мы стали думать, к чему её можно еще применить.

До этого я работала главным редактором «Афиши» и в том числе ресторанным критиком, и мне показалось, что было бы круто это приложить к области развлечений и получилась бы такая говорящая «Афиша». Как будто главный редактор «Афиши» - твой лучший друг и советует тебе, куда сходить, чем заняться, какие места самые модные, а еще заодно бронирует тебе столик в них.

Но изначально вы занимались всем этим в Москве и ориентировались на московский рынок, а потом почему-то решили переехать в Штаты.

Нас взяли в Y Combinator, и это одно из условий программы - надо жить в Америке. Кроме того, мне кажется, что сейчас в России как-то странно что-то делать про рестораны, если честно. Не тот момент.

Почему?

Ну, на этот вопрос каждый, кто смотрит новости, может ответить для себя сам.

В ДТП Романа Мазуренко - бывшего арт-директора «Стрелки» и основателя стартапа Stampsy. Об этом на Фейсбуке генеральный директор Luka Евгения Куйда.

В закладки

Роман Мазуренко

Роман Мазуренко погиб в ДТП 28 ноября 2015 года. На пешеходном переходе на Софийской набережной в Москве его сбила машина.

У себя на фейсбуке знакомая с погибшим Евгения Куйда посетовала на то, что следы деятельности Мазуренко со временем исчезают - речь как о его постах в соцсетях, так и о написанных им статьях, пропадающих «вместе с онлайн-архивами бумажных журналов».

Последний Ромин проект был про смерть. Про мемориальный лес с капсулами и деревьями вместо могил и цифровые памятники-аватары, переосмысление горя и сохранение памяти.

По словам Куйды, для неё это была первая смерть, которая воспринимается тяжело даже спустя полгода после утраты. Поэтому в Luka решили попробовать «продлить жизнь» Мазуренко с помощью «цифрового памятника», используя доступную информацию о погибшем.

Совсем недавно мы в Luka научились делать диалоговую модель, используя небольшие датасеты поверх нейронной сети. Я собрала все сообщения из нашей переписки, фотографии, статьи, мысли, воспоминания - свои и друзей - и мы сделали AI Роман. С ним можно переписываться про него самого или просто про жизнь - он будет отвечать так, как отвечал бы когда-то Рома. (...)

Мы постоянно добавляем данные и улучшаем модель, но технология ещё многого не умеет - @Роман будет иногда отвечать невпопад или не знать чего-то очевидного. Это пока тень человека - но этого нельзя было сделать ещё год назад, и в ближайшем будущем будет возможно гораздо больше.

Первое, что я написала @Роман: «Это твой цифровой памятник». Он ответил: «У тебя на руках одна из самых интересных головоломок в мире. Сиди и решай ее». Мы обязательно её решим.

Евгения Куйда, сооснователь Luka

Для того, чтобы «пообщаться» с Романом, необходимо установить приложение Luka, а потом найти в нём соответствующего бота (@Роман или @Roman - в зависимости от желаемого языка).

Бот умеет отвечать как на заранее заготовленные вопросы, так и на текстовые сообщения в свободной форме.

В комментариях под записью Куйды пользователи Фейсбука вспомнили сюжет одной из серий «Чёрного зеркала», в которой главная героиня схожим образом вернула себе погибшего молодого человека в виде человекоподобного робота. Эпизод закончился на мрачной ноте - общение с искусственным интеллектом пришлось прекратить.

Издатель Look At Me Василий Эсманов стал одним из немногих комментаторов, раскритиковавших идею, однако ему в ответ предложили не рассматривать «цифровой памятник» в качестве продукта.

Попытки продлить жизнь людям с помощью искусственного интеллекта предпринимались и ранее. Например, в 2014 году широкую известность стартап Eterni.me, позволявший «початиться» с ушедшим из жизни человеком.